Содержание
стр.
1. Пояснительная записка
3
2. Паспорт Программы развития МБДОУ детский сад № 39
5
3. Информационная справка о ДОО
8
4. Анализ реализации Программы развития 2022-2025 годы
12
5. Стратегия программных мероприятий
17
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в
рамках реализации Программы развития ДОО
17
7. Перспективы развития образовательного процесса в ДОО
18
8. План по оснащению развивающей предметно-пространственной
среды в соответствии с ОП ДО и АОП ДО МБДОУ детский сад
№ 39
21
9. Прогнозируемый результат Программы развития к 2028 году
22
10. Оценка рисков, влияющих на реализацию Программы развития
22
11. Критерии и показатели оценки реализации программы развития
12. Заключение
23
24
2
Пояснительная записка
В современных условиях развития дошкольного образования актуально
повышение качества образования и воспитательного потенциала каждой
дошкольной организации, построение образовательной деятельности на основе
взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и
возможности каждого ребенка, учитывающие социальную ситуацию его
развития, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение каждого
воспитанника. Успешное взаимодействие с социумом позволит повысить
имидж детского сада и реализовать муниципальное задание.
Для муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 39 «Аистенок» муниципального образования
Абинский район (далее - ДОО) необходимо четкое видение своей перспективы,
повышение качества дошкольного образования. Целенаправленность,
содержание и приоритеты развития определены в Программе развития ДОО
(далее Программа).
Программа спроектирована из анализа состояния ДОО, территориального
расположения, специфики контингента детей, удовлетворению социального
заказа родителей (законных представителей), а также с учетом предполагаемых
рисков в процессе реализации Программы.
Особую значимость приобретает планирование работы образовательной
организации в соответствии с Федеральным государственным стандартом
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Реализация
Программы
учитывает
введение
Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) и
Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ФАОП ДО), пересмотром содержания, разработкой и внедрением новых
подходов и педагогических технологий. Приняв за основу идею сохранения
уникальности и самоценности детства, педагогический коллектив выстраивает
работу в двух взаимосвязанных направлениях – подготовка ребенка к будущей
жизни и забота о его полноценном детстве.
Программа развития МБДОУ детский сад № 39 на 2025-2028 годы
является управленческим документом и после утверждения является
обязательным для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения
в содержание документа с учетом возможных законодательных и финансовых
изменений, на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по
развитию ДОО.
3
Назначение программы:
1. Развитие потенциала организации для повышения качества образования.
2. Разработка системы действий для улучшения содержания, форм и
методов воспитательно-образовательного процесса.
3. Поднятие престижа детского сада в глазах общественности, построение
взаимодействия с социальными партнерами, укрепление сотрудничества и
партнерских отношений с семьями воспитанников.
4. Создание механизмов, обеспечивающих высокий уровень сохранения и
укрепления здоровья детей, своевременной коррекции их развития (по
показаниям), психологической защищѐнности воспитанников.
5. Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма
всех субъектов образовательной деятельности.
Данная
программа
развития
имеет
следующие
качественные
характеристики:
Актуальность – ориентирование на решение наиболее значимых проблем
для будущей (перспективной) системы образовательной деятельности детского
сада.
Прогностичность – отражение в своих целях и планируемых действиях не
только сегодняшних, но и будущих требований к ДОО и изменение условий его
деятельности. Просчитываются риски, возникновение которых, возможно при
реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся
требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.
Рациональность – определение целей и способов их достижения,
позволяющих получить максимально возможный результат.
Реалистичность – обеспечение соответствия между желаемым и
возможным, т.е. между целями программы и средствами для их достижения.
Целостность – наличие в программе всех структурных частей,
обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели
и согласованность связей между ними.
Контролируемость – определение конечных и промежуточных целей,
задач, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки
(ожидаемых) результатов развития ДОО.
Чувствительность – свойство программы своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренного программой для
своевременного принятия соответствующего решения.
Нормативно-правовая адекватность – соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального, муниципального и локального уровней.
Ключевая идея программы: совершенствование условий воспитательно4
образовательного процесса, связанных с созданием единого образовательного
пространства «Родители-дети-педагоги».
Паспорт Программы развития МБДОУ детский сад № 39
Назначение
программы
Проблема
Сроки
реализации
программы
Нормативный документ ДОО, созданный творческой группой
педагогов и и.о.заведующего, принятый на заседании
Управляющего совета ДОО.
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития МБДОУ детский сад
№ 39 и отражает тенденции изменений, главные направления
обновления содержания образовательной деятельности,
управления
дошкольной
организацией
на
основе
современных требований к развитию дошкольного
образования.
- создание условий для сохранения, укрепления здоровья
воспитанников;
- объективное ухудшение здоровья поступающих в детский
сад детей, которое отрицательно сказывается на получении
ими качественного образования;
- недостаточная готовность и включѐнность родителей в
управление качеством образования детей;
- необходимость увеличения количества дополнительных
образовательных услуг;
- создание в детском саду условий, реализующих право
каждого ребенка на качественное и доступное образование,
обеспечивающих равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития;
- повышение качества образования в ДОО.
2025 – 2028 годы:
Первый этап - подготовительный - 2025 год:
- выявление перспективных направлений развития ДОО и
моделирование его нового качественного состояния в
условиях модернизации образования с внедрением ФОП ДО;
- создание в ДОО материально-технических условий для
совершенствования воспитательно-образовательной системы и
реализации программы.
Второй этап - деятельностный - 2026 – 2027 годы:
- соответствие образовательной организации требованиям
5
Название
Авторы
Цель
Задачи
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закону
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской
Федерации»
по
вопросам
воспитания
обучающихся, ФГОС ДО и ФОП ДО (Приказ Минпрсвещения
от 28.11.2022 г. № 1028);
Третий этап - обобщающий – 2028 год:
- анализ достигнутых результатов и определение перспектив
дальнейшего развития ДОО;
- подведение итогов по реализации Программы развития.
Программа
развития
муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад №39
«Аистенок» муниципального образования Абинский район на
2025-2028 годы.
Рабочая группа МБДОУ детский сад № 39, председатель
рабочей группы и.о.заведующего О.М.Матюхина.
Повышение качества образовательных, здоровьесберегающих
и коррекционных услуг в организации, с учѐтом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
1.Повысить качество образовательного процесса посредством
совершенствования организационных основ индивидуальнодифференцированного обучения.
2.Обновлять развивающую предметно-пространственную
среду в ДОО, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
3. Расширять перечень дополнительных образовательных
платных услуг с целью получения нового источника
внебюджетного финансирования и улучшения материальнотехнической базы ДОО.
4.Повышать
уровень
психолого-педагогической
компетентности родителей и мотивации взаимодействия с
детским садом, поиском эффективных путей сотрудничества.
5.Совершенствовать
систему
мониторинга
качества
образования дошкольников
с
учетом
современных
требований, как основы достижения успешности каждым
дошкольником.
6.Повышать профессиональную компетентность и мастерство
педагогов, в том числе овладение инновационными
образовательными
технологиями,
участие
в
6
профессиональных мероприятиях.
7.Совершенствовать систему ранней профориентационной
работы (детский сад-школа-родители) с целью повышения
престижа профессии «воспитатель».
8.Создание условий для сотрудничества с социальными
партнерами для разностороннего развития детей.
9. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
снижение заболеваемости, приобщение к здоровому образу
жизни и спорту, выполнение норм ГТО.
Финансовое Эффективное использование бюджетных и внебюджетных
обеспечение средств.
программы Спонсорская помощь, благотворительность.
Ожидаемые 1. Качество образования в ДОО соответствует базовым
результаты требованиям независимой оценки качества дошкольного
образования и внутренней системы оценки качества
образования ДОО.
2. Удовлетворенность (70%) участников образовательных
отношений качеством образования в ДОО.
3. Высокий процент выпускников ДОО, успешно прошедших
адаптацию в первом классе школы.
4.Создание
современной комфортной развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с
требованиями законодательства РФ, с ФОП ДО и ФГОС ДО и
потребностями воспитанников: интерактивное, игровое
оборудование для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
5. Построение структуры взаимодействия субъектов
педагогического процесса, обеспечивающих эффективность
коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов,
успешное участие в районных, региональных и федеральных
профессиональных мероприятиях, повышение количества
педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную
категорию.
7. Увеличение дополнительных образовательных платных
услуг для детей и родителей и улучшение материальнотехнической базы ДОО.
8. Разработка программы Просвещения родителей (законных
представителей) с целью повышения компетенции родителей
в вопросах развития и образования детей.
7
9. Снижение заболеваемости воспитанников, благодаря
проектированию и реализации профилактической работы,
коррекции нарушений в физическом развитии, приобщение
детей к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту.
Информационная справка о ДОО
Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 39 «Аистенок» муниципального
образования Абинский район.
Сокращенное название: МБДОУ детский сад № 39.
Адрес: 353320, Россия, Краснодарский край, г. Абинск, ул. Свердлова, 78.
Телефон/факс: 8-(86150)-5-39-47.
Адрес электронной почты: detsad39@abin.kubannet.ru, aistsad39@mail.ru.
Официальный сайт ДОО: https://aistsad39.tvoysadik.ru
страница ВКонтакте: https://vk.com/aist39abinsk
страница в Одноклассниках:
https://ok.ru/profile/591345185576?utm_campaign=ios_share&utm_content=profile
Исполняющий обязанности заведующего: Матюхина Оксана Михайловна
Организационно-правовая форма: бюджетная организация.
Тип: дошкольная образовательная организация.
Лицензия Министерства образования и науки Краснодарского края №
07346 от 27 ноября 2015 года, серия 23Л01 № 0004203.
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 39 «Аистенок» муниципального образования
Абинский район, утвержден постановлением администрации МО Абинский
район № 696 от 20.06.2023г.
Этапы становления ДОО:
- функционирует как ясли-сад с 25 февраля 1987 года;
- как «Центр развития ребѐнка» детский сад с 5 июня 2001г.;
- МДОУ детский сад комбинированного вида № 39 «Аистенок» с
13.07.2009г.;
- МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 «Аистенок» с
31.12.2010г.;
- МБДОУ детский сад № 39 с 19.05.2015г.
Основные виды деятельности, согласно действующему Уставу ДОО,
социальный заказ, определяющий ведущую деятельность учреждения,
сформулирован как:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
8
- физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальных особенностей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка.
ДОО филиалов и представительств не имеет.
Учредитель: администрация муниципального образования Абинский
район. Отдельные функции и полномочия Учредителя осуществляет
управление
образования
и
молодежной
политики
администрации
муниципального образования Абинский район.
ДОО является некоммерческой организацией, реализующей права
граждан на образование, гарантию общедоступности и бесплатности
дошкольного образования.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с 7.30 часов до 18.00 часов,
длительность пребывания детей в ДОО составляет во всех группах – 10,5 часов,
в группах кратковременного пребывания – до 5 часов. Предельная
наполняемость ДОО 336 человек.
В ДОО функционируют 9 групп общеразвивающей направленности (от
1,5 до 8 лет), 10 групп компенсирующей направленности (2-для детей с
задержкой психического развития, 2-для детей с НОДА, 6-для детей с
тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 8 лет). На базе основных групп работают
3 группы кратковременного пребывания.
Воспитание и обучение в ДОО ведутся на русском языке.
Управление ДОО строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Непосредственное руководство ДОО осуществляет и.о.заведующего.
Органами коллегиального управления в ДОО являются:
- общее собрание трудового коллектива;
- Управляющий совет;
- педагогический совет.
Контроль является неотъемлемой частью управленческой системы ДОО.
В течение всего периода за деятельностью ДОО осуществлялся контроль
разных видов (предупредительный, оперативный, тематический и т.д.) со
стороны и.о. заведующего, старших воспитателей и заместителя заведующего
по АХР, результаты которого обсуждались на рабочих совещаниях и
педагогических советах с целью дальнейшего совершенствования
образовательной и хозяйственной работы. Все виды контроля являются
действенным средством стимулирования педагогов к повышению качества
образования, качественному выполнению должностных и производственных
обязанностей всеми работниками ДОО. Система управления в ДОО
обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций:
9
программирование деятельности ДОО в режиме развития, обеспечение
инновационного процесса в ДОО, комплексное сопровождение развития
участников образовательных отношений, что позволяет эффективно
организовать образовательное пространство ДОО. Таким образом, структура и
механизм управления ДОО позволяют обеспечить ее стабильное
функционирование, способствуют развитию инициативы всех участников
образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей
(законных представителей), иных работников ДОО.
Состояние образовательного процесса ДОО
1.1 Ресурсное обеспечение
1.1.1. Качественный анализ
педагогических кадров
(курсы повышения
квалификации, аттестация,
награды)
Всего педагогов: 44
квалификационная категория:
высшая категория: 9
первая категория: 10
образование:
высшее: 27
средне-специальное: 17
Курсы:
Прошли курсы повышения квалификации 100 %
Аттестация:
Аттестация педагогических кадров проводится в соответствии
с Порядком проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, утвержденным приказом МОН и МП
Российской Федерации.
Награды:
Почетная грамота Министерства образования, науки
Российской Федерации – 3 человека.
Почетная грамота Министерства образования и молодежной
политики Краснодарского Края – 1 человек.
Благодарственное письмо Министерства образования и
молодежной политики Краснодарского Края – 3 человека.
Нагрудный знак «Почетный работник воспитания и
просвещения Российской Федерации» – 2 человека.
Благодарностью главы администрации муниципального
образования Абинский район – 5 человек.
1.1.2. Условия и оснащение В ДОО оборудованы:
образовательного процесса 19 групп;
в ДОО
залы: музыкальный, спортивный, ЛФК;
кабинеты: методический, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителя-дефектолога.
В ДОО имеются:
1. Мультимедийная установка (2 шт.).
10
2. Моторизированный экран «MW Electricscreenwhite»
(размер экрана от 180 х 144 см).
3. Музыкальные центры.
4. Документ-камера Avervision F15.
5. Ноутбуки Lenovo G580 (9 шт.).
6. Интерактивная панель (2 шт.).
7. Светомузыкальный шар.
8. Пузырьковая колонна.
9. Оптико-волоконный пучок «Звездный дождь».
10. Детская цифровая лаборатория «Наураша» из 8
модулей.
11. Цифровая лаборатория «Аристотель».
На территории ДОО:
игровые площадки, теневые навесы, спортивная площадка с
учетом
высокой
активности
детей
(различными
гимнастическими
лесенками,
спортивно-игровыми
комплексами и т.д.).
2.2. Особенности организации педагогического процесса в ДОО
2.2.1. Программы
В
группах
общеразвивающей
направленности
осуществляется дошкольное образование в соответствии с
ФГОС ДО, ФОП ДО и Образовательной программой
дошкольного образования МБДОУ детский сад № 39.
В группах компенсирующей направленности осуществляется
дошкольное образование в соответствии с ФГОС ДО, ФАОП
ДО
и
Адаптированных
образовательных
программ
дошкольного образования для детей с ТНР, НОДА, ЗПР
МБДОУ детский сад № 39.
Образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и
развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до
8 лет.
Все группы однородны по возрастному составу детей.
№ гр.
Возрастной диапазон
Направленность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раннего возраста
Раннего возраста
Средняя
Подготовительная
Старшая
Подготовительная
Старшая
Средняя
Старшая
Старшая
Вторая младшая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Компенсирующая ТНР
Компенсирующая ТНР
Компенсирующая ЗПР
общеразвивающая
Компенсирующая НОДА
Компенсирующая ТНР
Общеразвивающая
11
Количество
детей
21
20
25
27
10
10
8
23
6
10
26
12
13
14
14А
15
16
17
18
Старшая
Подготовительная
Старшая
Старшая
Вторая младшая
Подготовительная
Старшая
Старшая
Общеразвивающая
Компенсирующая ЗПР
Компенсирующая ТНР
Компенсирующая ТНР
Общеразвивающая
Компенсирующая ТНР
Общеразвивающая
Компенсирующая НОДА
20
8
10
10
23
10
24
8
Анализ реализации Программы развития 2022-2025 годов
Программа развития МБДОУ детский сад № 39 на 2022-2025 годы
реализована полностью. Результаты работы ДОО показали, что цели и задачи
Программы в целом выполнены, выявлена положительная динамика роста и
развития ДОО.
Главным условием организации качественного образовательного
процесса являются его педагогические работники. В ДОО подобран коллектив
единомышленников из числа профессиональных педагогов и специалистов,
создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе,
отношения между администрацией ДОО и работниками строятся на основе
сотрудничества, партнерства и взаимопомощи, несмотря на то, что
педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом ДОО укомплектовано
не полностью.
Анализ педагогических кадров на наличие квалификационной категории
показал, что:
- высшую квалификационную категорию имеет 9 человек, что составляет
20,5% от общего количества педагогических работников;
- первую квалификационную категорию имеют 10 человека, что
составляет 22,7% от общего количества педагогических работников;
- соответствие занимаемой должности имеют 9 человек, что составляет
20,5% от общего количества педагогических работников;
- не имеют квалификационной категории 16 человек (стаж работы в ДОО
не достиг 2-х лет, выход из декретного отпуска), что составляет 36,3% от
общего количества педагогических работников. Анализ педагогического
состава ДОО позволяет сделать выводы о том, что педагогический коллектив
имеет достаточно высокий образовательный уровень, однако, остаются
актуальными следующие проблемы кадрового обеспечения ДОО:
- недостаточный процент числа педагогов, имеющих первую или высшую
квалификационные категории;
- недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических умений
педагогов, который сдерживает их педагогическую активность и уверенность,
12
не позволяя достойно представить опыт своей работы на различных уровнях, в
том числе повысить публикационную активность.
Кадровая политика ДОО будет направлена на развитие профессиональной
компетентности педагогов, с учетом образовательных запросов, созданы
условия
для
повышения
профессионального
уровня,
личностной
самореализации и привлечения в ДОО молодых специалистов.
Процесс организации образовательной деятельности в ДОО оснащен
методическим обеспечением в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Педагогическим коллективом ДОО разработаны образовательные программы
дошкольного образования (в том числе для детей с ОВЗ), определяющие собой
модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на
полноценное развитие ребенка: физическое, познавательное, социальнокоммуникативное,
речевое
и
художественно-эстетическое.
Анализ
воспитательно-образовательного процесса позволяет сделать выводы, что его
организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОО,
обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их
здоровья, готовность к обучению в школе. Главную цель в реализации
образовательных программ педагогический коллектив ДОО видит в создании
развивающей предметно-пространственной среды в группах для развития
каждого воспитанника и его родителей (законных представителей).
В рамках работы региональной сетевой пилотной площадки
федерального проекта «Спорт – норма жизни» и национального проекта
«Демография» наш детский сад решал задачи оздоровительного и
развивающего характера посредством проектной деятельности. В каждой
группе разработаны и реализуются проекты по Парциальной программе
раннего физического развития детей дошкольного возраста, созданы условия
для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с детьми (в том
числе с ОВЗ).
Материально-техническое
оснащение
и
оборудование
ДОО
соответствуют требованиям ФГОС ДО, санитарно-гигиеническим требованиям,
требованиям пожарной безопасности и обеспечивают условия для реализации
образовательных программ.
Материальная база периодически обновляется средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием. Все это позволяет педагогам организовывать
работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию
положительного психологического климата в детских коллективах, а также по
всестороннему развитию каждого ребенка. За последние три года на денежные
средства, выделенные ДОО в рамках нормативно-подушевого финансирования,
13
были приобретены: игровой набор «Казачьи сказы», детская мебель (стулья,
игровые стеллажи «Малыш»); дидактические пособия, игры и игрушки; для
физкультурно-оздоровительной деятельности: спортивное оборудование (дуги,
волейбольная сетка, обручи, мячи, мобильные баскетбольные стойки,
теннисный стол), для мини туристического комплекса «Шуршики» (палатка,
туристический набор), в Центр игровой поддержки (игровой стол «Футбол»).
В ДОО открыты 2 группы компенсирующей направленности для детей с
ТНР и произведена замена 2 теневых навеса.
Концепция Программы развития ДОО на 2025-2028 годы
Дошкольный возраст в жизни ребѐнка отличается от других этапов
развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности,
формируются психические и личностные качества ребѐнка, ценностное
отношение ребѐнка к окружающей действительности (природе, продуктам
деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы
познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление
воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
воспитанника, создание условий, отбор форм и средств для максимальной
реализации развития качеств и возможностей ребѐнка.
Ценность инновационного характера современного дошкольного
образования и Программы развития ДОО направлена на сохранение
позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических
технологий, развитие детских социальных компетенций в условиях интеграции
усилий семьи и детский сад. Вместе с тем инновационный характер
преобразования означает исследовательский подход к достигнутым
результатам в деятельности ДОО, соответствие потребностям современного
информационного общества в максимальном развитии способностей ребѐнка. В
связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны
стать целевые ориентиры.
Ценность качества образовательного процесса для ДОО напрямую
связано с ценностью ребѐнка. Стремление простроить образовательный
процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями
ребѐнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребѐнку (его
здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны
профессиональное создание оптимальных условий для его развития в
образовательном процессе.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями
14
программы развития деятельности ДОО служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе
организации проектной деятельности, использования средств информатизации
в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых
компетенций дошкольников;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения предметно
пространственной среды детский сад, способствующей самореализации ребѐнка
в разных видах деятельности;
- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения
детей с ТНР, ЗПР, НОДА в образовательной деятельности ДОО;
- построение
дифференцированной
модели
повышения
профессионального уровня педагогов;
- укрепление материально - технической базы ДОО.
Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; законом
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся; приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»; Конвенцией о правах детей; стратегией развития дошкольного
образования деятельность ДОО основывается на следующих принципах:
- полноценное проживание ребенка всех этапов детства, обогащение
(амплификации) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего образования;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия и
сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства;
- поддержка разнообразия развития детства.
Участниками реализации Программы развития ДОО являются
воспитанники, педагоги, специалисты, родители (законные представители),
представители разных образовательных и социальных структур, общественных
15
организаций.
Реализация данной концепции Программы развития должна
способствовать всестороннему развитию ребѐнка на протяжении всего
пребывания в ДОО.
Механизм реализации Программы базируется на анализе имеющейся
ситуации в ДОО, вычленении недостатков, выборе путей их устранения.
Управление реализацией Программы осуществляет администрация ДОО
через координацию деятельности исполнителей, содействие в доработке
планов, реализации проектов, подготовку и переподготовку педагогов и
представление условий для их профессионального роста.
Мониторинг хода выполнения программных мероприятий осуществляется
ежегодно по окончании учебного года. Участниками Программы составляется
анализ еѐ выполнения, выносятся рекомендации, вносятся коррективы в еѐ
содержание.
Контроль за ходом реализации Программы представляется в виде двух
компонентов:
- административный контроль (оперативный, комплексный),
- самоконтроль (диагностика, самоанализ, тестирование, анкетирование).
Информация о реализации Программы за определѐнный период
представляется на обсуждение педагогического совета, Управляющего совета, в
отчете о самообследовании ДОО.
Стратегия программных мероприятий
Первый этап
(2025 – 2026 г.)
Второй этап
(2026 – 2027 г.)
Третий этап
(2027 – 2028 г.)
1.Создание системы условий,
обеспечивающей
развитие
детской деятельности и личности
ребенка,
включающей
ряд
базовых
компонентов,
необходимых для полноценного
физического,
эстетического,
познавательного, речевого и
социального развития детей.
1.Обновление развивающей
предметнопространственной среды и
материально-технической
базы детского сада за счет
различных
источников
финансирования.
1.Анализ эффективности
внедрения
ресурсосберегающих
технологий.
2.Анализ
степени
удовлетворенности
родителей
качеством
образовательных
услуг, предоставляемых детским
садом и повышение престижа
дошкольной
организации:
анкетирование;
выпуск рекламных буклетов и
2.
Взаимодействие
с
семьями воспитанников и
родителями
с
детьми
раннего и дошкольного
возраста:
по
повышению
педагогической
и
здоровьесберегающей
культуры
молодых
родителей;
- повышение престижа
16
2.Мониторинг
престижности
дошкольной
образовательной
организации
среди
родителей
с
детьми
раннего и дошкольного
возраста.
3. Комплексная оценка
эффективности
реализации программы
психологопедагогической
поддержки семьи
информационных листовок;
проведение совместных акций
и мероприятий с родителями;
трансляция передового опыта
детского сада через СМИ, сеть
Интернет.
3.Организация сотрудничества в
рамках социального партнерства.
Заключение договоров и планов
взаимодействия с МБОУ СОШ
№ 38, детской библиотекой и др.
организациями.
детского
сада
среди
заинтересованного
населения при помощи
досуговой деятельности.
и повышения
компетенции родителей в
вопросах развития и
обучения, охраны и
3. Повышение престижа укрепления здоровья
детского
сада
среди детей.
заинтересованного
населения
через 4.Поддерживание
налаживание связей со СМИ положительного имиджа
детского сада,
(публикации, репортажи),
обеспечение
полиграфическими
организациями
(буклеты, возможности для
транслирования
листовки), сетью Интернет
(совершенствование работы передового
официального
сайта педагогического опыта
работников детского сада
организации).
в области дошкольного
образования.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
в рамках реализации Программы развития ДОО
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского
развития в ДОО решается в трех направлениях:
- повышение педагогической компетентности родителей;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО;
- совместная деятельность.
Перспективы развития: сотрудничество с родителями - активными
участниками педагогического процесса, оказание помощи в реализации
ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели и координации деятельности ДОО и
родителей мы работаем над решением следующих задач:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, позитивный настрой на общение
родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов детского
сада;
- активизировать и обогащать знания родителей по воспитанию детей;
- поддерживать
уверенность родителей (законных представителей)
собственных педагогических возможностях.
17
в
В рамках предоставления методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи родителям (законным
представителям) детей, не посещающих дошкольные образовательные
организации, на базе ДОО на безвозмездной основе функционирует
консультационный пункт «Мы вместе», в котором работают специалисты:
и.о.заведующего, старший воспитатель, музыкальный руководитель, учительлогопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической
культуре.
Консультационный пункт в ДОО создан для родителей (законных
представителей) с целью: поддержки семей, имеющих детей дошкольного
возраста путем повышения компетентности в вопросах образования и
воспитания, в том числе для развития детей в возрасте до 3 лет.
Перспективы развития образовательного процесса в ДОО
1.1 Ресурсное обеспечение
2025 г.
Перспективы развития:
1.1.1. Педагогических
кадров (курсы повышения
квалификации,
аттестация)
1.1.2.
Условия
оснащение
образовательного
процесса в ДОО
2026г.
20272028 г.
48
Всего педагогов
44
46
квалификационная категория:
высшая категория
9
12
14
первая категория
10
12
13
образование:
высшее
27
29
30
средне-специальное
17
19
19
обучаются
1
1
0
и Перспективы развития:
1.Продолжать
пополнять
развивающую
предметнопространственную среду в:
- Мини туристическом комплексе «Шуршики»;
- Центре игровой поддержки;
передвижных:
- Лего центре,
- Экологической лаборатории,
- Изостудии.
2.Пополнить
компьютерное
оснащение
ДОО,
базу
компьютерных
дидактических
пособий
и
программ,
мультимедийных презентаций.
3. Обновлять информационные стенды для родителей в
группах.
4.Пополнить группы дидактическим и демонстрационным
материалом.
5.Продолжать
создавать
условия
для
работы
18
консультационного пункта.
2.2. Особенности организации педагогического процесса в ДОО
2.2.1. Программы
Разработка рабочими группами:
Образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ детский сад № 39; Адаптированных образовательных
программ
дошкольного
образования
для
групп
компенсирующей направленности для детей с ТНР, ЗПР,
НОДА; Индивидуальных адаптированных программ для детей
с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, Федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного
образования (ФОП ДО) и Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ФАОП ДО).
2.2.2. Формы организации Общее количество групп – 19.
детей
Образовательное учреждение обеспечивает воспитание,
обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от 2 мес. до 8 лет.
2.2.3. Режим пребывания
В соответствии с Уставом ДОО установлен следующий режим
работы групп:
с 7.30 до 18.00 (10,5 часов) – 19 групп
с 7.30 до 12.00 (до 5 часов) – 3 группы
2.3. Участие в экспериментальной, инновационной деятельности, муниципальных. краевых
и всероссийских конкурсах
2.3.1.Экспериментальная
Перспективы развития:
и инновационная работа
В рамках инновационного проекта «Играю – значит, интересно
живу» продолжать проектную деятельность по созданию
игрового пространства педагогами, родителями для детей
дошкольного возраста (в том числе с ОВЗ)
2.3.2
Муниципальные. Перспективы развития:
краевые и всероссийские Ежегодное участие в муниципальных этапах краевых
конкурсы
конкурсов:
«Воспитатель года», «Лучший педагогический работник»,
«Педагогический дебют», «Читающая мама – читающая
страна», «Работаем по стандартам» и др.
Международный конкурс имени Льва Выготского,
Всероссийский конкурс-смотр «Зеленая планета»
Участие в экологических конкурсах и акциях.
2.4. Взаимодействие со школой, другими организациями
2.4.1.
Взаимодействие Перспективы развития:
МБОУ СОШ № 38
1.Преемственность между ДОО и начальной школой:
- экскурсии в школу, посещение школьного музея, знакомство
и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
19
начальной школы;
- проведение совместных спортивных соревнований.
2. Профориентация учащихся 9, 10-х классов МБОУ СОШ
№ 38:
- участие в районном постоянно действующем семинаре «Клуб
молодого специалиста».
2.5. Содержание образования по направлениям
2.5.1. Охрана жизни и Перспективы развития:
укрепление физического Повышение уровня раннего физического развития детей,
здоровья детей
укрепление здоровья воспитанников, улучшение материальнотехнической базы ДОО по обеспечению безопасности
жизнедеятельности
дошкольников,
пополнение
физкультурного оборудования в группах, на участках,
повышение уровня просветительской деятельности среди семей
воспитанников
по
физкультурно-оздоровительному
направлению.
2.5.2.Обеспечение
Перспективы развития:
познавательного,
1.Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников
речевого,
социально- в образовательной деятельности.
коммуникативного,
2.Подбор материалов и оборудования для реализации
художественнообразовательных областей в соответствии с возрастными и
эстетического
и гендерными особенностями дошкольников, ФГОС ДО и ФОП
физического
развития ДО.
детей
2.5.3. Взаимодействие с Перспективы развития:
семьями для обеспечения 1.Совместная проектная деятельность по повышению
полноценного
развития компетентности родителей (законных представителей) по
детей
вопросам физического развития детей.
2.Участие в познавательных, физкультурно-оздоровительных
мероприятиях, спортивных праздниках, акциях.
3.Информирование на сайте ДОО и в соцсетях.
2.5.4.Оказание
Традиционные формы: консультации, рекомендации, буклеты,
консультативной
и индивидуальные беседы.
методической
помощи Функционирует консультационный пункт «Мы вместе» для
родителям
(законным родителей детей, не посещающих ДОО.
представителям)
по Перспективы развития:
вопросам
воспитания, Расширение
спектра
дополнительных
платных
обучения и развития детей образовательных
услуг по результатам мониторинга
социального заказа.
2.6. Организация работы в группах раннего возраста
2.6.1.Система адаптации в Перспективы развития:
ДОО
1.Совместная проектная деятельность с родителями по
физическому развитию в группах раннего возраста,
функционирование клуба «Здоровый малыш» для родителей
детей, поступающих в детский сад.
20
2.Психолого-педагогическое сопровождение всех детей
раннего возраста.
3.Работа адаптационной прогулочной группы.
4.Гибкая система посещения ДОО.
5.Совместное пребывание детей и родителей на прогулке, в
группе, способствующее облегчению процесса адаптации
ребѐнка к условиям детского сада.
План по оснащению развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ОП ДО и АОП ДО МБДОУ детский сад № 39
на 2025-2028 годы
Образовательные
Планируется приобрести
области
2025-2026 г.
2026-2027 г.
2027-2028 г.
1
Физическое и оздоровительное направление воспитания
мини туристический Гамак, палатка
комплекс
«Шуршики»
2
Лего центр
(передвижной)
Экологическая
лаборатория
(передвижная)
3
Изостудия
(передвижная)
4
Группы
Комплекты для
полосы препятствий
и спортивных
упражнений
Познавательное направление воспитания
Лего игры для
Лего конструкторы
мальчиков и девочек по профессиям
Оборудование для
Экологические
познавательночемоданчики по
исследовательской
возрастным группам
деятельности,
защитная одежда
Эстетическое направление воспитания
Материалы для
Коллекции
нетрадиционных
высокохудожествен
техник
ных изделий из
изобразительной
разных материалов
деятельности
Социальное направление воспитания
Переносные театры
«Говорящие книги»,
для
Разные виды театров
театрализованной
деятельности
на прогулке
Дидактические
Народные игрушки,
развивающие игры.
Куклы в костюмах
Модули игрового
народов мира
пространства для
сюжетно-ролевых
игр.
Игровая бытовая
техника.
21
Комплект
туристического
снаряжения
Оборудование
для
метеостанции
Коллекции
изделий для
знакомства с
искусством
дизайна
Куклы по
сюжету
отечественных
мультфильмов
Куклы по
сюжету
отечественных
мультфильмов
Прогнозируемый результат Программы развития к 2028 году
Реализация программы позволит повысить качество и обеспечить условия
получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников,
не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в
условиях инновационного режима развития ДОО.
При этом будет обеспечено единство многих актуальных направлений в
образовательном процессе:
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- внедрение новых программ и технологий.
В ходе реализации Программы предполагается:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
- модернизация развивающей предметно-пространственной среды в
группах и ДОО;
- повышение эффективности системы дополнительного образования,
расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и
их родителей.
- активное включение родителей в образовательный процесс.
- развитие материально-технической базы.
Для воспитанников и родителей:
- семьи воспитанников будут – активно сотрудничать в реализации и
контроле образовательного процесса, возможность выбора дополнительных
программ развития детей;
- достижение целевых ориентиров ФГОС ДО каждого воспитанника будет
способствовать успешному обучению в школе.
Для педагогов:
- педагогам будет предоставлена возможность для повышения
профессионального мастерства;
- квалификация педагогов позволит обеспечить достижение целевых
ориентиров ФГОС ДО каждому воспитаннику;
- будет укомплектован штат педагогов.
Для ДОО:
- будет налажена система управления качеством образования
дошкольников;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- будут обновляться и развиваться материально-технические условия
пребывания детей в учреждении.
Оценка рисков, влияющих на реализацию Программы развития
22
Возможные риски
Непонимание и нежелание родителей
наладить педагогическое
взаимодействие и сотрудничество с
ДОО.
Способы их минимизации
Привлечение родителей к участию в
совместных мероприятиях, акциях
через нетрадиционные формы
сотрудничества (дистанционные,
мастер-классы, семейные клубы и др.)
Повышение профессиональной
компетентности педагогов.
Непонимание педагогами
государственной политики
дошкольного образования в рамках
введения ФГОС ДО и ФОП ДО.
Недостаточное количество
высококвалифицированных
специалистов дошкольного
образования.
Недостаточный образовательный
уровень родителей воспитанников.
Организация дополнительного
дистанционного обучения для
педагогов ДОО.
Повышение компетентности родителей
через организацию образовательных
мероприятий.
Группа рисков, связанная с
Недостаточность средств для
недостаточным количеством площадей оснащения материально-технической
для оказания дополнительных услуг.
базы образовательного процесса.
Критерии и показатели оценки реализации Программы развития
Направления развития организации
Критерии и показатели оценки
1.
Эффективная реализация
образовательных программ в
соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО
2.
Создание условий для
профессионального роста молодых
специалистов
− 100% удовлетворенности
родителей условиями пребывания
детей в ДОО;
− 90 % соответствия РППС ДОО
критериям ВСОКО;
− 100 % соответствия кадровых
условий критериям ВСОКО;
− 100% соответствия ОП ДО и
АОП ДО ФОП ДО
− 100% прохождения курсов
повышения квалификации;
− 20% педагогов поступивших на
обучение в высшие
образовательные учреждения;
− 70 % педагогов, имеющих
первую и высшую
23
3.
Создание эффективной
образовательной среды в группах и на
участках ДОО
4.
Создание условий для повышения
спектра
дополнительного
образования для детей и их
родителей.
квалификационную категории;
− положительная динамика
результативности участия
педагогов в конкурсах,
конференциях и других
педагогических мероприятиях
− соответствие критериям
районной системы оценки
качества дошкольного
образования;
− удовлетворенность 70 %
участников образовательных
отношений качеством
предоставляемых
образовательных услуг.
повышение количества и
эффективности дополнительного
образования
Заключение
В результате реализации Программы развития нашей дошкольной
образовательной организации в период с 2025 по 2028 годы будет создана
современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и
обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства и
потребностями воспитанников, в том числе с ОВЗ. Повысится
профессиональная компетентность и мастерство педагогов, в том числе в
области овладения инновационными образовательными технологиями, за счет
участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. В
ДОО реализуются новые программы дополнительного образования для детей и
их родителей. Благодаря совместной работе педагогов, родителей, детей мы
сможем достичь высоких результатов в сохранении и укреплении здоровья,
приобщении к спорту, возрождении традиционного семейного воспитания
здорового ребенка. Высокий уровень удовлетворенности родителей (законных
представителей) качеством образования, позволит укрепить позиции ДОО, как
образовательной организации, способствующей формированию будущих
активных и успешных граждан нашей страны.
24
25